Профильное обучение в нашей школе

В 2015-2017  учебном году школа продолжила работу по внедрению профильного обучения.

Реализуется учебный план для двух профилей информационно-технологического и физико-математического, на основе договоров о сотрудничестве с ВСГУТУ и БНЦ СО РАН.

Рассматривается вопрос о внедрении нового профиля в школе – гуманитарного.

В течение года проводятся семинары-учёбы по профильному обучению,  учителями-предметниками  разработаны программы для профильных классов по профильным предметам: математике, физике, информатике.

Психологическая служба школы изучает запросы учащихся и родителей, проводятся тестирование учащихся 8-9 классов.

По результатам итоговой аттестации учащиеся профильных классов показали хорошую подготовку: итоги ЕГЭ в 11-х профильных классах- по математике-65 баллов, по русскому языку-75 баллов, по информатике -70 баллов, по физике-57 баллов, по результатам олимпиад «Будущее Сибири», «Будущее Восточной Сибири» четверо учащихся  стали призёрами по математике, физике и информатике, что соответствует 100 баллам по результатам ЕГЭ по этим предметам.

Двое учащихся получили 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку и литературе: Шабанова Надежда – по русскому языку, Ожигова Мария- по литературе.

Учащиеся профильных классов принимают активное участие в региональных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах и являются победителями и призёрами.

Перечень нормативных и информационных документов
по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях,
реализующих программы среднего (полного) общего образования

Положение о предпрофильных классах в МАОУ «СОШ № 19 г. Улан-Удэ»

 

Положение о профильном обучении в профильных классах МАОУ СОШ № 19 г. Улан-Удэ

 

Правила приема в профильные классы

 

В помощь родителям

О том, что такое профильное обучение и как в нем сориентироваться родителю и ученику.

Сегодня профильные классы ежегодно открываются в том или ином среднем общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее, центре образования). И все чаще можно услышать от педагогов, от классных руководителей о том, что в школе, в 10-11 классе открываются классы (группы) гуманитарные (или математические, исторические, биологические, спортивные…). Почти во всех школах каждый класс (группа) в параллели имеет свое «профильное» название (филологический, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический и т.д.).

Многолетняя практика убедительно показала, что в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Целесообразно исходить из необходимости развития в учебно-воспитательном процессе у учащихся индивидуальных особенностей, центральным моментом которых являются способности. Обязательным видится выявление и развитие способностей каждого учащегося, и создание условий для такого развития на каждом возрастном этапе.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, …отработки гибкой системы профилей». Согласно «Концепции…», основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что здесь оно должно стать более индивидуальным, функциональным и эффективным. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

К концу 9-го класса учащиеся должны определиться с местом дальнейшего обучения. Получение 9-классниками документа об основном (общем) образовании позволяет выбрать разные маршруты: продолжить обучение в 10-ом классе школы (необязательно той же самой), поступить в учреждение среднего профессионального образования (например, колледж), начать трудовую деятельность.

Сделать верное профессиональное самоопределение школьникам помогают взрослые: родители, учителя, психологи, в том числе специалисты по профориентации.

Из выпускников 9-ых классов осуществляется комплектование профильных классов. При зачислении в профильные классы допускается изучение наклонностей школьников по специальным методикам и тестирование учащихся по профильным предметам.

Как указывалось, профильные классы открываются на III ступени обучения (10-11-ые классы). К ним же относятся классы с ориентацией на профессию, развитие профессионального самоопределения. Здесь реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, в том числе программы расширенного (углубленного) изучения предметов по профилю.

Что такое учебный план?

Организация образовательного процесса в профильных классах строится на основе базисного учебного плана, индивидуального учебного плана школы, разработанного педагогическим коллективом самостоятельно или совместно с соответствующими кафедрами вузов, с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки обучающихся и методических рекомендаций, разработанных для классов данного вида. Учебные планы включают в себя блок профильных предметов (два и более), позволяющий учащимся получить более глубокие и разносторонние теоретические знания и практические навыки по избранному профилю. На их изучение выделяется до 50% всего учебного времени. Остальные обязательные предметы изучаются на базовом (минимальное количество часов) уровне. Для подкрепления профиля и для индивидуализации образовательного процесса ученика в 10-11 классах в обязательном порядке вводятся элективные курсы (обязательные курсы по выбору обучающегося). Каждому ученику предлагается выбрать из существующего списка курсы, которые ему нужны и интересны. Эти курсы могут быть направлены на расширение или углубление профиля, на подготовку к сдаче ЕГЭ по базовым предметам и т.д.

Учебно-воспитательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, творческих способностей, самостоятельной работы, профессионального самоопределения. Внеурочная воспитательная работа в профильных классах также строится с учетом специфики избранного профиля.

Обучение профильным предметам, как правило, ведется малыми группами (класс делится на подгруппы). По профилирующим предметам часто проводится промежуточная аттестация (т.е. по этим предметам могут проводиться контрольные работы и экзамены при переходе из 10-го в 11-ый класс).

За учащимися 10-х профильных классов сохраняется право перехода на другой профиль в своей школе или перехода в другую школу. Причинами перехода могут быть систематическая неуспеваемость по профилирующим предметам, личное нежелание учащегося. Но администрация школы имеет право протестировать такого учащегося и составить для него индивидуальный план сдачи зачетов по вновь выбранным профильным дисциплинам.

В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность.

На III ступени обучения могут создаваться классы, спрофилированные на ВУЗ. Школа, имеющая такие классы, может входить в состав учебного комплекса ВУЗа. Одновременно с аттестатом о получении среднего (полного) общего образования выпускникам могут быть вручены квалификационные удостоверения о профессии, освоенной в ходе обучения в школе.

Некоторые школы, лицеи и гимназии на III ступени организуют обучение по индивидуальным учебным планам. При таком обучении классно-урочная система уступает место предметно-групповой, и вместо нескольких 10-11-ых классов организуются учебные группы разной наполняемости (от 7 до 25 человек) и сменного состава. Ученик является одновременно членом учебной группы и членом коллектива классной параллели. Учащиеся создают свою индивидуальную образовательную программу. Как правило, она включает в себя три блока:

базовую часть — предметы, обеспечивающие усвоение государственного стандарта общего образования и обеспечивающие ядро профильного обучения. Они обязательны для изучения каждым учащимся данной параллели;

вариативную часть — профильные предметы, ориентированные на повышенный уровень образования по выбранному профилю обучения. Они совпадают у учащихся, выбравших одинаковый профиль;

спецкурсы, факультативные и элективные курсы, удовлетворяющие потребностям и образовательным запросам учащегося. Данная часть может выбираться учащимся, исходя из личных интересов и планов. Конечно, следует помнить о недопустимости перегрузки учащихся при выборе предметов.

Таким образом, по окончании 9-ого класса ваш ребенок и вы ставитесь в ситуацию выбора: остаться в своей школе и выбирать профиль из предлагаемых своим педколлективом, или перейти в другое учебное заведение (школу, лицей, колледж). Как показывает практика, ситуация выбора (особенно если ребенок и семья ставятся в нее впервые) представляет собой определенный стресс. Остаться ли с любимыми учителями или менять коллектив для удовлетворения познавательных интересов? Чтобы заранее подготовить ребенка и вас к этому выбору в школе для учащихся II ступени (5-9-классников), осуществляется предпрофильная подготовка.

Что такое предпрофильная подготовка?

Часто родители полагают, что чем раньше ребенок начнет изучать расширенно или углубленно школьную программу, тем лучше. Однако на самом деле это не так. Переход в 5-ый класс является непростым периодом в школьном обучении. Введение профилизации с 5-ой параллели может осложнить процесс адаптации к обучению на II ступени, переход от общения с одним учителем к общению со многими учителями — предметниками. Кроме того, раннее открытие «профильных» классов, скорее всего, затруднит выявление способностей и сузит возможности всестороннего развития школьника.

Педколлектив учитывает, что подростки, особенно младшие, не только не определились с местом дальнейшего обучения, а даже всерьез не задумывались еще о своих послешкольных планах. Поэтому учебный план 5-7-ых классов включает полный перечень предполагаемых стандартным учебным планом предметов. Кроме того, его целесообразно подкрепить различными программами дополнительного образования (всевозможные кружки, секции и т.д.). Чем больше областей знаний и умений включают в себя кружки, секции, клубы по интересам, которые посещает ваш ребенок, тем больше это поможет выявлению у него интересов, склонностей и развитию способностей на данном возрастном этапе. Именно это создаст основу дальнейшего профессионального самоопределения, а вовсе не раннее распределение по «профильным» классам (исходя из пожеланий родителей и учителей).

К концу же 7-го класса можно говорить о выборе направления (но еще не профиля) дальнейшего обучения. Школьники уже опробовали свои силы практически во всех предметных областях (из базовых предметов не начато изучение только химии). Поэтому ряд образовательных учреждений предлагает, начиная с 8-го класса обучение в классах и группах предпрофильной подготовки. При распределении учащихся целесообразно опираться на выявленные у них интересы, проявленные ими успехи в учебе и пожелания родителей. Оправданным является предоставление школой 8-9-класснику возможности перехода (смены) класса (группы) предпрофильной подготовки. Хотя, безусловно, отсутствие подобных пожеланий, высказанных учащимися, может выступать подтверждением грамотно проведенного распределения учеников по классам предпрофильной подготовки.

Учебный план внутри одной параллели 8-9-ых классов уже может иметь выраженные отличия. Однако, учитывая, что выбор профиля окончательно учащимися этого возраста еще не сделан, большая часть предлагаемых предметов и количество часов на их изучение совпадают в расписании разных классов параллели.

Начиная с 8-го класса в рамках профилизации в учебный план, помимо общих предметов, могут вводиться спецкурсы и элективные курсы (курсы по выбору), отвечающие направлению профильной подготовки. Как правило, каждый из них непродолжителен (1-2 часа в неделю в течение учебного года или полугодия). Хорошо, если в образовательном учреждении элективные курсы организованы на всю классную параллель и непродолжительны по времени. Это делает возможным посещение каждым школьником в течение учебного года нескольких программ, исходя из личных предпочтений и интересов (а не профиля класса или группы предпрофильной подготовки). Собственная образовательная траектория школьника еще более индивидуализируется.

Выявлению и развитию индивидуальных склонностей и способностей ребенка служит также портфолио ученика. Индивидуальный портфель («портфолио») образовательных достижений – результаты олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности. Помогать собирать портфолио может классный руководитель и (или) сами родители.

Рекомендации родителям.

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. Опирайтесь в процессе выбора профиля и на результаты успеваемости.

Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Изучите интересы, возможности и способности своего ребенка.

Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

При обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей.

В любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

В заключение обратим внимание на то, что грамотная организация профильного обучения позволяет учащимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности.

Информация подготовлена Ольгой Зайчиковой, методистом отдела сопровождения профессиональной карьеры

Плюсы профильного обучения:
Изучение в усиленном режиме самых важных для ребенка предметов;
Возможность сдавать ЕГЭ по этим же дисциплинам и большая вероятность успешного прохождения экзаменационных испытаний;
Более грамотный подход к выбору профессии;
Психологическая адаптация в восприятии информации о выборе ребенка (в случае несовпадения мнения родителей и детей по поводу будущей профессии ребенка).

 

Вопросы – ответы, которые нужно знать каждому старшекласснику и его родителям

1. Вы знаете, что такое профильное обучение?

Профильное обучение – это специализированная подготовка в старших классах средней школы с целью получения на базе основного общего образования (9 классов) углубленных знаний по предметам отдельных областей.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. №1756-р.

2. Сколько и какие профили выделяются на старшей ступени средней школы в нашей стране?

Предполагается, что система профильного обучения будет включать следующие направления: гуманитарный, социально-гуманитарный, социально-экономический, математический, физико-математический, информационно-технологический, химико-биологический, естественно-научный, художественно-эстетический и другие.

3. Что предполагает предпрофильная подготовка?

Предпрофильная подготовка – это предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности через прослушивание серии курсов, которые должны быть построены по принципу учебных модулей и, носить, краткосрочный характер.

4. Где можно получить профильное образование?

Профильное образование можно получить:
в обычной средней школе, реализующей один (однопрофильная) или несколько (многопрофильная) выбранных профилей;
в системе непрерывного образования, которая предполагает как один из вариантов объединение школ с вузами соответствующего профиля и организацию профильного обучения посредством дистанционных курсов, выстраивание индивидуальных образовательных программ и т.д.

5. Что такое элективные курсы?

Элективные курсы – обязательные для посещения спецкурсы по выбору учащихся, входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы и выполняют две функции:
«поддержка» основных профильных предметов на заданном стандартом уровне;
внутрипрофильная специализация обучения и построение индивидуальной образовательной траектории.

6. Предполагается ли проведение Единого тестирования по тому или иному профильному направлению?

Единый государственный экзамен уже стал реальностью для выпускников.

7. Вы хотите уже сейчас использовать возможность и определиться какое профильное направление вы бы хотели выбрать?

Для этого необходимо как можно больше узнать о той профессии, которой вы хотите посвятить свою жизнь. В этом вам помогут рассказы родителей, учителей, психолога, друзей и знакомых, чтение научно-популярной литературы, различного рода экскурсии и, конечно же, собственный интерес. При этом нельзя забывать о своем здоровье, физическом состоянии и требованиях, которые предъявляет та или иная профессия к человеку.