Научно-методическая работа

Методическая служба в школе №19 создает условия для координации инновационных процессов, сохранения положительного опыта, создания механизма для реализации идей концепции национально-регионального образования. В школе накоплен положительный опыт использования различных форм организации методической работы. Школа имеет статус федеральной экспериментальной площадки, так как с 1993 года работает в режиме эксперимента «Школа диалог национальных культур». Формирование национального мироощущения и самосознания начинается с творческого освоения родного языка. Знание языка, мастерское владение им, приобщение с его помощью к духу и духовности народа вырастает лишь на радости открытия тайн родного языка и поэтому в школе введено обязательное изучение бурятского языка с первого по девятый класс. Во втором классе осуществляется программа «Славянская культура».
Стержень школы — предмет «История, культура и литература Бурятии» на среднем и старшем этапе обучения.
Ныне повышенный спрос на творческую личность Творчество человека в значительной степени питается общей культурой. Доказана прямая связь между гуманитарной культурой и качеством профессионализма. Поэтому в школе введен предмет МХК в 10-х и 11-х классах, факультативы: «Бурятский фольклор», «Народная хореография», школьная студия «оригами», ковроткачество..
Исходя из задач инновационной школы изменилась и структура управления, появляются новые структуры управления, расширяются старые.
Заместитель директора по научно-методической работе организует учебно-методический процесс в школе, руководит им и осуществляет контроль за развитием этого процесса, а также осуществляет процесс развития творчества учителей, их педагогический рост.
Любая деятельность, в том числе и научно-методическая, имеет цели, средства и результаты. Наиболее сложными в управлении УВР и методической работой является постановка цели. Осознанная членами педагогического коллектива цель достигается активнее, быстрее. Именно поэтому целеполагание является важным приемом повышения мотивации учебной деятельности и методической деятельности. Для достижения целей составляется план действий. Планирование методической работой может быть как долгосрочным, так и краткосрочным (оперативным).
Деятельность школы обладает определенной цикличностью и повторяемостью. Одни и те же по форме мероприятия повторяются с определенной периодичностью в ходе учебного года. Но содержание этих мероприятий существенно разнится. Перечень основных мероприятий по методическому обеспечению учебного процесса в школе и нормативы времени для их проведения приведены в таблице .
Главное в методической работе – оказание действенной помощи учителям, в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, а также необходимых современному педагогу свойств и качеств личности. Поэтому для повышения эффективности функционирования системы методической работы с педагогическими кадрами мы руководствовались важнейшими требованиями, вытекающими из объективных закономерностей процесса повышения профессиональной квалификации учителей. Оценка же качества системы возможна по следующим критериям: по результативности методической работы, рациональности затрат времени на ее осуществление, ее стимулирующей роли в развитии самообразования учителей и их творчества.
Многолетняя работа школы диалога национальных культур доказала эффективность данной модели для развития потенциала учащихся. Однако, педагогический коллектив понимает, что для целостного решения проблем социализации и развития этнокультурной личности необходимо углубить и расширить границы эксперимента: перейдя от модели диалога национальных культур к инновационной модели продуктивного межэтнического взаимодействия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса.
 

Концепция развития диалога национальных культур

Важнейшим принципом работы школы является гармоничное соотношение развития отдельных культур в диалоге между ними. Перекос в ту или иную сторону ведет к потере специфики такого типа школы, ее переходу или в общеобразовательную или в национальную школу. Не менее важным принципом является развитие диалога культур в реальной социокультурной среде, то есть по горизонтали — в живом диалоге между носителями культур, которыми являются учащиеся и по вертикали — через обращенность к традициям народов
Основу учебного процесса в этой школе составляет базисный план, построенный на основе федерального компонента. В зависимости от сочетания этносов, субэтносов, представленных в школе, подбирается соответствующий набор модулей (эвенкийский, бурятский, русский и т.д.) и каждый модуль стыкуется с базисным планом.
Таким образом, школа диалога национальных культур занимает промежуточное место между обычной общеобразовательной школой и национальной школой. Концепция отражает новый этап в развитии школы диалога национальны культур, характеризующийся ее перерастанием в учреждение развивающего типа, выполняющего функции сетевого, информационно-ресурсного, методического центра.
На сегодняшний день в России в целом, и в нашей республике в частности, разработана концепция национальной политики, прорабатываются механизмы ее реализации. В обществе постепенно и целенаправленно идет процесс создания такой системы воспитания и образования, которая формировала бы толерантное поведение человека в обществе, воспитывала патриотизм и человеколюбие, стимулировала раскрытие потенциала этнокультурной личности.
Такое образование должно стать мультикультурным, то есть обеспечивающим равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Мультикультурное образование должно удерживать различные плоскости «диалога культур», чтобы быть адекватным тому уровню исторического и культурного развития человечества, который поставил перед ним новые задачи – самоопределения и саморазвития, самоактуализации каждой личности.

 

Анализ учебно- методической работы в средней школе
за 2013- 2014 учебный год.

Основное назначение методической службы на современном этапе связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических кадров, на основе выявления их индивидуальных способностей и состоит в следующем:

  • обеспечение реализации федеральной и региональной программ модернизации образования,

  • удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников,

  • выявление и оформление, сопровождение педагогического опыта.

 

Главными звеньями в структуре методической службы школы являются предметные кафедры, объединяющие учителей — предметников, их в школе было 8 и 5 творческих лабораторий учителей и учащихся.

На заседаниях предметных кафедр были рассмотрены и рекомендованы для дальнейшего изучения следующие вопросы:

  • Работа с новыми ФГОС,
  • Развитие общеучебных умений и навыков учащихся,
  • Формирование познавательной и когнитивной деятельности учащихся,
  • Профильное обучение в 10-11 классах, подготовка и проведение ЕГЭ, ГИА.
  • Методика работы с одаренными детьми и с детьми, требующими педагогической поддержки,
  • Усовершенствование системы оценивания ЗУН.

Каждый заведующий кафедрой на должном уровне решал систему учебно- методических задач. Выполнял функцию внутришкольного контроля, посещал уроки своих коллег с целью методической помощи и контроля усвоения ЗУН учащимися. Анализировал четвертные и итоговые контрольные работы, принимал решения по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, составлял контрольные работы, тесты. Принимал активное участие в школьных и городских методических семинарах — учебах, проводил открытые уроки для своих коллег.
В течение года учителя занимались самообразованием через посещение семинаров, проводимых в школе и МОЦОКО, прохождение курсов повышения квалификации в РИКУиО, БГУ, дистанционное обучение, через подготовку и проведение открытых уроков на уровне города и школы, через прохождение аттестации и подтверждение квалификации, творческий отчет по обобщению опыта работы. Выступали на конференциях, семинарах, проводимых в школе и в городе.
Результативностью работы педагогов явилось качественное участие детей в городских и республиканских конференциях, конкурсах, олимпиадах.
За 2011-2012 учебный год аттестовались и подтвердили квалификацию всего 17 учителей.
3 чел. аттестовались на высшую категорию, (Бадмаева М.Г., Убугунова Е.П.,. Цыденова Г.Ц.), остальные 14 учителей – на первую категорию.

Курсы повышения квалификации прошли:

  • в РИКУиО — 25 чел.
  • в БРЦ ВСГУТУ -2 чел.
  • в РЦОИ ЕГЭ — 4 чел.

Посещали семинары в МОЦОКО — 21 чел.

Руководители кафедр и М.О., учителя принимали активное участие в предметных неделях и олимпиадах, создавая систему заданий для данных мероприятий. Организованно и на уровне прошли недели бурятского языка, иностранного языка, русского языка, математики, географии, экологии, химии, физики, истории. Руководители кафедр четко спланировали и провели совместно с учителями все мероприятия в рамках недели, учащиеся приняли активное участие, были задействованы 31,8 % детей от общего числа учащихся школы.
Урок — основная форма учебных занятий. Большое внимание уделялось совершенствованию урока. Проведен тематический педсовет по теме: «Педагогика сотрудничества как главный способ саморазвития, самовоспитания учащихся» в форме методического дня ». В рамках педсовета прошли открытые уроки, круглый стол. Учителями школы посещено 18 открытых уроков. Уроки получили хорошие отзывы.
По плану проведены психолого- педагогические семинары, где учителя школы выступили с докладом по проблемам социализации учащихся, индивидуализации обучения и психолого- педагогической поддержки одаренных и слабоуспевающих детей; внедрения элементов новых технологий. Во втором полугодии методический фестиваль «Калейдоскоп методических идей», где активное участие приняли 24 учителя школы. Заслушаны выступления из опыта работы учителей, проведено12 открытых уроков и внеклассных мероприятий. Эти уроки посетили 42 учителя нашей школы. За прошедший год проведено всего 36 открытых уроков на уровне школы, города и республики.
Педагогический процесс осуществляется достаточно квалифицированными и опытными педагогами. 96,5 % учителей имеют высшее профессиональное образование, 63 % учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. Школа на конец года была обеспечена на 100 % педагогическими кадрами.
Анализ работы предметных кафедр показал, что работа на кафедрах в основном была направлена на повышение квалификации учителей, на подготовку школьников к олимпиадам школьного, городского и республиканского уровней. На городских и республиканских олимпиадах и конкурсах хороших успехов добились учащиеся следующих учителей: Буянтуевой В.Б., Хамнуевой В.В., Аюшеевой Д.Р., Копыловой Н.Е., Семеновой О.Д., Дармахеевой Л.Д., Хазагаровой Л.Б., Семеновой Л.Е. В 2011 году впервые за последние годы приняли участие в городской олимпиаде по технологии среди девочек (уч. Брянская М.А., Пурбодоржиева Д.Д.).
Анализ работы кафедр показал, что учителя истории, иностранного языка недостаточно работают над развитием творческого потенциала детей, слабо готовят учащихся к городским и школьным олимпиадам и конкурсам, нет призовых мест по данным предметам. По итогам 2011-2012 учебного года представили полные и грамотные отчеты следующие руководители предметных кафедр: Аюшеева Д.Р., Хазагарова Л.Б., Ратникова Н.А., Цыденова И.И., Хасанова Т.Г. Недостаточно полный анализ деятельности предоставила Южакова Т.Е., зав. кафедрой иностранного языка. Не представлены отчеты за год зав. кафедрами истории и обществознания, физкультуры. Надо отметить, что работа кафедры физкультуры и спорта плохо ведется, не выполняется пилотная программа по здоровьесбережению, нет хорошего добросовестного руководителя в спортивно- оздоровительном направлении. Все мероприятия, проводимые в школе, спонтанно организованные, нет системы в работе. Этой работой должна четко руководить от администрации школы зам. директора по ВР.
В 2011-2012 году была организована работа стажировочной площадки. На базе школы 36 учителей школ города и районов Республики Бурятия прошли стажировку по теме «Разработка и апробация моделей поликультурного и межконфессионального образования» в объеме 36 часов. Активное участие в работе стажировочной площадки приняли учителя: Буянтуева В.Б., Хамнуева В.В., Хазагарова Л.Б, Шункова Н.А., Кушнарева И.А., Бальжанова Ф.В., Доржиева С.В., Пуховская Н.А.

Исходя из анализа работы кафедр и анализа учебно- методической работы школы возникает необходимость:

  • Продолжить систематическое изучение документов, представляющих профессиональный интерес,
  • Продолжить накопление материалов по педагогике, психологии, методике преподавания, предметному содержанию,
  • Проводить рефлексию и анализ собственной деятельности и более качественно заниматься самообразованием,
  • 1 раз в четверть проводить теоретические семинары, открытые уроки с целью повышения пед. мастерства,
  • Продолжить создание собственной базы сценариев урока, интересных методических приемов и находок, постоянно вести работу над методической темой,
  • Совершенствовать работу по организации профильного обучения,
  • Усилить работу по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.
  • Улучшить деятельность психолого-педагогической службы, службы здоровья, контролировать состояние здоровья учащихся,
  • Более эффективно осуществлять диагностику ЗУН учащихся,
  • Совершенствовать систему воспитательной работы для успешной реализации единой методической проблемы школы,
  • Проводить педагогические чтения, научно- практические конференции, творческие отчеты, обобщение опыта работы учителя
  • Развивать творческий потенциал учителей через участие в городских, школьных конкурсах пед. достижений, в работе стажировочной площадки.
  • Обеспечить на должном уровне внеклассную работу по учебным предметам и здоровьесбережению (работа факультативов и кружков, предметных недель, олимпиад и т.д.)